В соседнем Глубокском районе частных предпринимателей, которые оказывают услуги по ремонту и обслуживанию автотранспорта, 18. У нас же их только 2. На самом деле «народных автоумельцев» значительно больше, но они предпочитают «подпольно» работать и не торопятся законно оформлять свою деятельность. При этом даже сильно не шифруются, ведь выдают их кучи лома и запчастей, а также припаркованные во дворах машины с разными «диагнозами». То ли соответствующие службы в районе недорабатывают, менталитет у нас такой, а может просто бояться потенциальные предприниматели трудностей деятельности в законном формате?
Когда направлялась на встречу с Андреем Петровичем Мицкевичем, ожидала увидеть сурового мужчину в годах, одетого в робу со следами машинного масла. Но во дворе частного дома, что неподалеку от лесхоза, нас встретил молодой привлекательный парень — разговорчивый и улыбчивый. А вот «пятна» на рабочей форме действительно были, только не масленые, а «десантские» — как свидетельство армейского прошлого Андрея.
Кстати, именно служба в ВДВ дала очень многое в плане приобретения теперешней профессии: парень был водителем машины технического обслуживания, а о том, как справлялся с обязанностями, свидетельствуют грамоты и благодарности от командования за подготовку военной техники части к учениям. Основную же базу навыков он получил раньше, во время обучения в Ульском лицее, где Андрей приобрел специальности водителя, тракториста и автослесаря. Но техникой он «заболел» значительно раньше: лет в 12, на зависть соседским мальчуганам, уже колесил по окрестности на мопеде, потом — на мотоцикле, первым же автомобилем, котрый «завел» парень, был именитый «Запорожец». Потом его, соответственно иерархии, вытеснили с гаража «Москвич», «Жигули», иномарки. Таким образом, общий автолюбительский стаж у парня, которому нет еще и тридцати, довольно солидный, а знания позволяют исполнять любые кузовные работы — именно на них сейчас специализируется мастер.
Нашел Андрей свое назначение не сразу: несколько лет работал слесарем на развозке газовых баллонов, возил хлеб, был занят в строительной сфере. А потом пришел к выводу, что хочет работать на себя и ни от кого не зависеть — оформил предпринимательство и получил лицензию, успешно прошел сертификацию в Витебском центре стандартизации и метрологии (это, по крайней мере, довольно непросто: как вспоминает Андрей, только необходимые документы он собирал около двух месяцев). Зато теперь все идет неплохо. Заработок хотя и не заоблачный, но приличный. На отсутствие клиентов не жалуется, вот и сейчас три машины в аккуратно убранном дворе ждут, пока мастер приложит к ним руки: заменит пороги и крылья, переварит. Андрею нравится, что сейчас упростилась система установки расценок: если раньше они рассчитывались с учетом так называемых нормачасов, то сейчас предприниматель сам решает, сколько будет стоить определенная услуга. Например, новый порог для машины клиенту обойдется примерно в 500 тысяч, за эти деньги мастер не только переварит порог, но и обработает его антикоррозийными веществами и, конечно же, даст гарантию, срок которой зависит от года выпуска автомобиля. При этом рассчитываться можно и по безналу, что удобно для организаций, а среди постоянных клиентов молодого предпринимателя — УП ЖКХ, ДРСУ-105, автобаза и даже райисполком. Не вызывают особенной сложности налоговые расчеты, Андрей сам справляется с бухгалтерской отчетностью, хотя не имеет специальных навыков. Но, как и в любой сфере предпринимательства, работать приходиться много. Летом может разрешить себе только один выходной, отдых будет зимой, когда из клиентов остаются в основном организации. На вопрос, хотел ли бы найти себе помощника, шутит: «Есть уже у меня тут один — сынок мой семилетний. Приходится занимать его мультиками, книжками и игрушками, чтобы только не «помогал».
Шутки шутками, а хочется видеть в этом определенный знак того, что на Ушаччине интерес к предпринимательству будет возрастать, а люди поймут, что работать легально не только честно, но и выгодно.
Наталья БОГДАНОВИЧ.