С большим уважением и даже суеверным страхам белорусы издавна относились к местам захоронений своих родных и близких. Мало кто отваживался громче разговаривать на кладбищах, а про то, чтобы рвать там цветы или, тем более, воровать ценные вещи, даже и подумать не могли. И это на простых кладбищах. Памятники же – места чествования героичного прошлого, святыня, дань памяти благодарных потомков. В Беларуси увековечены многие имена и события, среди них выделяются немногие, которые служат символам, визитной карточкой Беларуси. Например, мемориальный комплекс «Прорыв».
К сожалению, время внесло свои коррективы не только в ход событий, но и в меркантильные интересы вандалов – сейчас преступления на святых местах – не редкость. По всей Беларуси разошлось и вызвало большой резонанс известие о чрезвычайном происшествии на мемориальном комплексе «Прорыв». Кража 38 плит с именами партизан, которые погибли во время блокады и выхода из окружения в 1944 году, был совершён в начале ноября текущего года. Недавно сотрудники правоохранительных органов задержали виновников унижения святыни, причинения вреда историко-культурной ценности.
Похитители силуминовых плит (сплав алюминия с кремнием) попались при попытке продажи металла. Как сообщили нам в районном отделе внутренних дел райисполкома, вандалами оказались трое мужчин из Чашникского района, которые нигде не работали. Молодые люди хранили украденные 30-килограммовые плиты в сарае своего знакомого в Бешенковичском районе. Сдать изделия из металла в обычный пункт приема лома у них не получилось – силумин там не принимается, а поэтому злоумышленники ждали покупателя, готового приобрести редкий товар.
Своими действиями воры нанесли ущерб историко-культурному комплексу «Прорыв» на сумму более чем 110 миллионов рублей. Сами же похитители хотели продать «добычу» за сумму, эквивалентную одной тысяче долларов США – в 12 раз меньше, чем надо только на восстановление.
Однако, дело вовсе не в сумме сделки. Хочется спросить, по какой шкале эти люди оценивают свою сознательность, свою память? Были ли у них предки, которые сражались в Великую Отечественную? Что для них свято? И, наконец, какие книги в детстве читали?
Поразмышлять и почитать у них, кстати, будет время. За повреждение мемориального комплекса молодые люди (самому старшему всего 27 лет, двум другим – 26 и 23) могут попасть за решетку на срок до 12 лет. Много для сделки в тысячу долларов. И мало за украденную ПАМЯТЬ, за осквернение святых мест. А есть ещё и другой суд. Хотя для тех, кто не понимает ничего другого кроме голого расчета, — самый действенный разговор – именно цифрами. Вычеркнутое из жизни десятилетие – основание задуматься другим, кто хочет заработать на памяти своих предков.
Екатерина КОВАЛЕВСКАЯ.