Польша не пригласит Россию на годовщину освобождения концлагеря «Освенцим». Но пригласит тех, кто этот лагерь основал.
«Возможно ли большее нарушение здравого смысла, исторической правды и оскорбления для всех убитых в Аушвице?», – это сказал вице-премьер Сербии Александр Вулин – сторона незаинтересованная. А вот ушачанка Нина Сергеевна Козъянина, услышав информацию, не проронила ни слова. Только слёзы выступили на глазах и заныло левое предплечье. Номер бывшая узница фабрики смерти давно вывела, а вот память о сожжённой в печи бабушке, пропавшем без вести брате, бараке и чёрном дыме истребить не получается, хоть и прошло уже 80 лет.
Здравого смысла в поступке поляков, безусловно нет, а вот умысел – на лицо. Нет на юбилейном дне России, и не надо упоминать, что освобождали лагерь, в котором сожгли минимум 4 миллиона человек, солдаты 60 части первого Украинского фронта Красной Армии. Не надо подчёркивать, что погибло около 300 тысяч советских солдат. И что 27 января, на момент освобождения, там находились 2819 узников 44 национальностей, их них больше всех – под 800 – поляков, и меньше всех 89 – советских людей. Зато можно под шумок назвать освободителями американцев, которые в конце войны поспешили «помочь» Союзу, чтобы не потерять влияния над всей Германией, и действительно освободили ряд концлагерей в западной части страны. Так и переписывается история, а молодое поколение поляков будут считать освободителями США, а может быть и саму Польшу, правительство которой сбежало их страны и сдало её фашистам всего за месяц.
А есть ли здравый смысл в наращивании вооружения в ущерб уровню жизни своему населению. 4,2 процента ВВП идёт на милитаризацию уже теперь, а в следующем году планируется увеличить до 4,7%. Польша содержит 200-тысячную армию, третью по численности среди стран НАТО, а в стране проходят демонстрации протестов из-за задержек и сокращения заработков бюджетникам. Защищаться или нападать, как и перед Второй мировой войной, собираются поляки, имея сильный тыл в лице не своего народа, а западных партнёров? Хотя, всё циклично: правительство Польши во все времена искало поддержки сильного, легко меняли направления и быстро забывали былых союзников и оказанные услуги.
Ольга Короленко.