«Тише едешь — безопаснее будешь»
На общественное обсуждение вынесен проект указа Президента Беларуси «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», которым предусмотрено внесение изменений в Правила дорожного движения. Документ подготовлен в целях совершенствования организации дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и повышения культуры участников дорожного движения. Изучили, что предлагается изменить.
Вынужденная мера
12 сентября в Минске произошло смертельное ДТП с участием электросамокатчика. Как выяснилось, рано утром 51-летний водитель иномарки двигался по проспекту Машерова со стороны проспекта Победителей. На регулируемом пешеходном переходе легковушка сбила пользователя средства персональной мобильности. Со слов водителя, самокатчик пересекал проезжую часть на запрещающий сигнал светофора. В результате ДТП 24-летний парень от полученных телесных повреждений скончался на месте происшествия.
К слову, в последнее время в сводках ГАИ регулярно фиксируются происшествия с участием средств персональной мобильности, которые становятся все более популярными у белорусов. Согласно статистическим сведениям, в прошлом году на пешеходных переходах и велосипедных переездах произошло 23 учетных ДТП с участием лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности против 14 в 2022-м, в которых травмы различной степени тяжести получили 23 человека. А с участием велосипедистов за отмеченный период на пешеходных переходах и велосипедных переездах зарегистрировано 140 ДТП, в которых три человека погибли и 137 получили ранения.
Нередко можно видеть, как самокатчики и велосипедисты нарушают правила дорожного движения: то по двое едут на двухколесном транспорте, то выезжают на проезжую часть. А про пересечение переходов со скоростью движущегося пешехода, складывается впечатление, никто и не слышал. Хотя в ПДД эта норма четко прописана. Ни один рейд ГАИ не обходится без выявления грубых нарушений. Автолюбители на различных форумах неоднократно затрагивали тему возврата нормы, обязывающей спешиваться владельцев двухколесного транспорта на переходах. Ведь количество ДТП с их участием неуклонно росло.
— Число ДТП с участием лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, возросло на 70 процентов,
— озвучил данные начальник главного управления Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Виктор Ротченков.
Именно эта негативная тенденция послужила причиной корректировки ПДД. Согласно проекту указа, если ранее лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, были пешеходами, то теперь их предполагается приравнять к водителям.
— Внесено новое определение средства персональной мобильности. Это будет транспортное средство. Основная техническая характеристика — ограничение скорости в 25 км/ч, — пояснил член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Сергей Давыдов.
По единым правилам
При этом все транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам будут передвигаться со скоростью более 25 км/ч, будут являться механическими транспортными средствами, которые подлежат регистрации и прохождению остальных процедур для участия в дорожном движении. Поскольку средство персональной мобильности в проекте указа предусматривается как транспортное средство, соответственно, лицо, на нем передвигающееся, будет являться водителем. Кроме того, предлагается запретить движение данного средства в пешеходных зонах.
Проектом указа закрепляются и обязанности велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, спешиваться при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу, а также в отдельных случаях при движении по велопереезду и велосипедной дорожке.
— Что касается актуальной темы переезда пешеходных переходов, система, которая действовала ранее и обязывала велосипедистов спешиваться, была эффективной. Я бы, конечно, вернул это требование. Это значительно снизит риск ДТП на пешеходных переходах, — добавил депутат.
При этом предлагается оставить разрешение не спешиваться только на велопереезде, который обустроен транспортным светофором, регулирующим движение велосипедистов. Еще одно исключение касается езды за городом, когда велосипедисту разрешено ехать по краю проезжей части и он пересекает перекресток. При этом он должен руководствоваться дорожными знаками, транспортными светофорами.
Принять участие в обсуждении законопроекта можно по 27 сентября этого года. Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси.
Источник: sb.by