В первый день VII ВНС, 24 апреля, в своем выступлении глава государства предметно остановился на вопросах геополитики, таким образом подготовив почву для повестки следующего дня и подведя всех к важнейшим стратегическим решениям в сфере национальной безопасности — утверждению Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Беларуси. На эту тему были заслушаны доклады госсекретаря Совета безопасности, министра обороны и председателя Комитета госбезопасности. Но прежде чем они доложили делегатам ВНС о том, как велась работа над документами, какие принципиально новые положения внесены, Президент Беларуси, председатель ВНС Александр Лукашенко, как и обещал накануне, подробно охарактеризовал военно-политическую обстановку в Восточноевропейском регионе.
«Образовался некий цугцванг — ни они, украинцы, ни россияне… Да, движение есть, но не то движение, которого бы хотелось. Патовая ситуация. Что в этой ситуации нужно было бы сделать?» — задался вопросом Александр Лукашенко.
О лучшем моменте для переговоров
«Все военные, руководители спецслужб Запада, политики и руководители государств уже публично говорят о том, что нельзя допустить победы Путина. Если вы настаиваете, что нельзя, то это момент для переговоров. Сыграйте вничью на этом этапе, — предложил Александр Лукашенко. — Не надо выдвигать радикальных решений, как формула Володи Зеленского. Вроде патриотично и так далее, но она не реальная. Россияне сегодня не уйдут ни из Крыма, ни из восточных регионов. Поэтому, если выдвигаются неприемлемые до переговоров предложения, это значит, что та сторона, которая их выдвигает, не готова идти на переговоры».
«Образовался некий цугцванг — ни они, украинцы, ни россияне… Да, движение есть, но не то движение, которого бы хотелось. Патовая ситуация. Что в этой ситуации нужно было бы сделать?» — задался вопросом Александр Лукашенко.
О лучшем моменте для переговоров
«Все военные, руководители спецслужб Запада, политики и руководители государств уже публично говорят о том, что нельзя допустить победы Путина. Если вы настаиваете, что нельзя, то это момент для переговоров. Сыграйте вничью на этом этапе, — предложил Александр Лукашенко. — Не надо выдвигать радикальных решений, как формула Володи Зеленского. Вроде патриотично и так далее, но она не реальная. Россияне сегодня не уйдут ни из Крыма, ни из восточных регионов. Поэтому, если выдвигаются неприемлемые до переговоров предложения, это значит, что та сторона, которая их выдвигает, не готова идти на переговоры».
Александр Лукашенко обратил внимание, что НАТО с подачи Соединенных Штатов настойчиво декларирует необходимость интенсивной милитаризации Европы. И речь не идет о защите или отражении какой-то агрессии. «Чтобы вы понимали: делается акцент на наращивании именно ударно-наступательного потенциала», — подчеркнул белорусский лидер.
О повышении градуса враждебности НАТО
«Образ врага в лице Москвы и Минска американцам удалось сформировать. Вашингтон поступательно продавливает агрессивные нарративы в адрес белорусского и российского государств, повышая градус враждебности блока НАТО на нашем направлении», — обратил внимание Александр Лукашенко.
Глава государства заметил, что США стали поставлять Украине дальнобойные ракеты без всяких условий. Ранее американцы хотя бы предупреждали, что этим вооружением нельзя наносить удары по территории России. «И если ситуация сложится угрожающая для внутренней ситуации в России, Россия применит весь арсенал, которым она обладает. Это будет апокалипсис», — заявил он.
«У народа всегда вопрос: чего хотят эти западенцы и американцы? Еще раз повторяю: они просто хотят Россию в войне, оторвать ее от наметившегося союза с Китаем. Этого союза нет, но он намечается. Обстоятельства сложились так, что и России, и Китаю надо быть вместе. Американцы это поняли — им нужно вбить клин. Поэтому $60 млрд (американской помощи для Украины. — Прим. БЕЛТА) для них — это не деньги: воюйте, убивайте друг друга», — отметил Александр Лукашенко.
Именно поэтому, по словам главы государства, США пытаются «нагрузить» Европейский союз войной в Украине: на милитаризацию тратятся огромные деньги, а граждане стран ЕС отправляются на фронт и гибнут там.
О наращивании ударно-наступательного потенциала НАТО
Кроме того, Брюссель принял решение увеличить численность сил немедленного реагирования до 300 тыс. человек (в настоящее время — 80 тыс.), преобразовать миссию НАТО по охране воздушного пространства стран Балтии в военную операцию, а также реорганизовать развернутые в Польше и странах Балтии боевые группы в формирования бригадного уровня.
«В данном контексте следует отметить начало практической реализации германо-литовского соглашения, предусматривающего усиление немецкого военного присутствия в Литве. 8 апреля в Вильнюс передислоцирована оперативная группа Вооруженных сил ФРГ. В ее задачи входят изучение мест размещения контингента, решение вопросов подготовки к формированию штаба бригады, которое планируется завершить к концу года. Рекогносцировка, руководство и наполнение», — рассказал глава государства.
«Повторю, выше 64 тыс. военных Вооруженных сил США (почти белорусская армия), а также более 33 тыс. натовских солдат на постоянной основе дислоцируются в Европе. Что они здесь делают? Какую Америку они защищают здесь? До 20 тыс. из них сосредоточены в Польше (близко к нашим границам) и в странах Балтии. Данные группировки войск оснащены современным ударным вооружением и способны наносить высокоточные удары по объектам на территории Беларуси и западных регионов (России. — Прим. БЕЛТА). Сейчас ведется отработка соответствующих задач. Задействуются самолеты стратегической бомбардировочной авиации ВВС США, которые на регулярной основе осуществляют полеты в Европейском континентальном районе (например, в Испании дислоцируются четыре американских стратегических бомбардировщика В-1В) с отработкой приемов бомбометания ядерных зарядов, в том числе по территории нашей страны. Тренируются применять ядерное оружие», — обратил внимание белорусский лидер.
«Это ответ тем, которые воют за границей, особенно беглые, критикуя нас за то, что мы разместили здесь свое ядерное оружие», — подчеркнул Президент.
О ядерном потенциале НАТО
«Мы их посчитали до единицы», — заявил Александр Лукашенко.
О возможном театре военных действий
Александр Лукашенко рассказал, что Вашингтон продолжает наращивать ударно-наступательные возможности в Европе. Так, в декабре 2023 года на польской территории введены в эксплуатацию базы противоракетной обороны США.
«Возможность применять размещенные на ней крылатые ракеты «Томахок», способные поражать цели на всю глубину территории Беларуси и европейской части Российской Федерации до Урала, расцениваем уже как реальную угрозу нам. Коль это реальная угроза — нужно противостоять, — подчеркнул Президент. — Мы фиксируем факты непрерывного ведения воздушной и космической разведки на восточном направлении со стороны западных государств. Задействован практически весь имеющийся арсенал стран НАТО — от самолетов стратегической разведывательной авиации до беспилотных летательных аппаратов, а также соответствующие возможности стран-партнеров».
«Все это происходит на фоне высокой военной активности. Из года в год увеличивается количество мероприятий оперативной и боевой подготовки на территории Польши и государств Балтии. При этом в большинстве указанных учений также принимают участие воинские формирования Вооруженных сил Штатов и других западных стран», — констатировал Александр Лукашенко.
«Цели мероприятий и характер отрабатываемых задач, которые запланированы до конца мая, свидетельствуют о том, что Запад рассматривает наш регион в качестве потенциального театра военных действий. Противник определен: Россия и Беларусь», — заявил глава государства.
Как и зачем милитаризируют Польшу и страны Балтии
«Мы видим, как по ту сторону нашей западной границы ударными темпами совершенствуются аэродромы, военно-морские базы, полигоны, создаются передовые базы для заблаговременного размещения и хранения техники, вооружения и материальных средств. К настоящему времени на территории Польши и стран Балтии завершена модернизация пяти аэродромов, двух военно-морских баз, а также шести крупных полигонов», — отметил Александр Лукашенко.
Кроме того, в Польше введен в эксплуатацию комплекс тылового и технического обеспечения, т.е. созданы условия для оснащения вооружением и материальными средствами бронетанковой боевой бригадной группы Сухопутных войск США. Так, населенный пункт Повидз обеспечивает хранение почти 3 тыс. единиц боевой техники.
На вооружение новых механизированных соединений польской армии поступают современные образцы военной техники. Польша завершает процесс формирования войск территориальной обороны. Командование этого вида Вооруженных сил рапортует о достижении полной оперативной готовности. К настоящему времени созданы 15 из 18 бригад и учебный центр войск территориальной обороны. Мероприятия по формированию трех остальных соединений планируется завершить уже в этом году.
В свою очередь страны Балтии для укрепления военного потенциала основные усилия направляют на совершенствование военной инфраструктуры, увеличение военных расходов, наращивание боевого и численного состава национальных вооруженных сил, одновременно перевооружаясь на современные образцы военной техники. В частности, в перспективе на вооружении всех государств Балтии будут состоять американские РСЗО «Хаймарс».
«Очевидно, что территория Польши и стран Балтии целенаправленно превращается в военный плацдарм для его возможного задействования блоком НАТО, т.е. сделано практически все, чтобы подготовить руководство альянса к решению применить военную силу, в том числе крайнюю военную силу», — констатировал белорусский лидер.
О накачке Украины вооружением и циничной сделке
Исходя из уровня военной опасности в регионе, глава государства обратил особое внимание на вооруженный конфликт в Украине. «Коалиция западных государств целенаправленно его затягивает, — заявил Александр Лукашенко. — Превратили и саму Украину в наркомана, которого держат на коротком поводке обещаний новой дозы дополнительных вооружений, в том числе дальнобойных средств поражения, и финансовых вливаний».
О напряженнейшей обстановке на южных рубежах и планах беглых
Президент, говоря о ситуации на южных рубежах Беларуси, охарактеризовал ее как напряженнейшую: «В непосредственной близости от белорусской границы сосредоточена значительная группировка украинской армии — около 120 тыс. человек (территориалы и военные), в приграничных областях выполнен комплекс мероприятий по формированию системы оборонительных рубежей, районов и позиций, которые постоянно совершенствуются».
«Ради смены власти в Беларуси они, действительно, готовы на все, — продолжил Президент. — Сейчас корректируют основные направления силового сценария соответствующих действий. Совершенствуют так называемый план «Перамога 2.0». Акцент в нем делается на организации «национально-освободительного движения» на территории Беларуси».
Этих так называемых подпольщиков в нашей стране выявляют, рассказывают об этом публично. Глава государства рассказал, что отслеживается также, как по ту сторону границы американцы готовят «белорусскую освободительную армию», основу которой должны составить полк Калиновского и другие добровольческие формирования: русский добровольческий корпус и белорусский добровольческий корпус. «Ненавидят Россию, а корпуса сформировали и взаимодействуют», — заметил Президент.
В качестве примера такого взаимодействия он привел недавний рейд в Белгород: «В основе был российский добровольческий корпус и белорусский добровольческий корпус. После нанесения артиллерийского и ракетного удара по этим силам (а их, по отдельным данным, было около 3 тыс.) и нашим досталось, и этому российскому добровольческому корпусу. Погибло немало людей».
Вербовка радикально настроенных белорусских граждан в соответствующие подразделения продолжается и сейчас. Ведется их обучение в Польше, странах Балтии, других европейских государствах.
Что касается основных вопросов повестки дня — утверждения Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Беларуси, — глава государства пояснил значение и содержание этих документов.
Президент пояснил, что просто закрепить в концепции, которая носит общий характер, отдельные положения было бы недостаточно: «Нужно проследить, как меняется обстановка, как выполняются обозначенные нами приоритеты и какие необходимо принимать меры реагирования».
В результате, как объяснил Александр Лукашенко, получается комплексный срез развития государства на определенном этапе. По сути, эти два документа — концепция и ее непубличная часть — составляют одно целое.