Наталья Кочанова подвела итоги работы Совета Республики за 2023 год

Общество

У нас есть все возможности для развития

Период формирования нового мироустройства не обходится без потрясений. С новой силой вспыхивают прежние конфликты, зарождаются новые, общественность озабоченна вопросами экологии, продовольственной безопасности, технологического суверенитета. О том, как мы будем действовать в этот непростой период и на что делать ставку, Президент Беларуси говорил неоднократно. В марте прошлого года Александр Лукашенко буквально просил белорусов: «Давайте займемся своей страной. Будет экономика — никакие ракеты, вооруженные террористы и прочее нам не будут страшны». Лейтмотив укрепления экономической безопасности в 2024‑м возводится на вершину целей. Но Беларусь подходит к новым рубежам подготовленной. В эксклюзивном интервью нашему изданию председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова рассказала, что уже было сделано для возможности качественного экономического рывка страны, и расставила акценты в работе парламентариев на 2024 год.

Об экономике

— Наталья Ивановна, объявленный Президентом Беларуси Год качества затронет все сферы жизни нашей страны. Александр Лукашенко ориентировал белорусов на то, что в основе всего лежит экономика. И время в этом вопросе играет не последнюю роль. Какой фундамент для ускоренного экономического развития страны заложило Национальное собрание в 2023 году?

— Как подчеркнул наш национальный лидер, глубокоуважаемый Александр Григорьевич Лукашенко, при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, «никогда еще в истории мы не подходили к такой опасной черте, когда надо уделить особое внимание сохранению суверенитета и независимости нашей страны». Экономика в этом вопросе является самым главным условием. Поэтому законодательное обеспечение поручений Главы государства, касающихся экономики и вопросов социально-экономического развития в 2023 году, было под особым вниманием Совета Республики.

Так, для стимулирования инвестиций, в том числе в развитие регионов, в новой редакции был изложен Закон «Об инвестициях». Впервые был принят Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Он упрощает нормы в строительстве без ущерба для безопасности объектов, а также исключает избыточные требования, касающиеся административных процедур. Для комплексного государственного регулирования сферы страхования и дополнительной защиты интересов граждан и организаций — новый Закон «О страховой деятельности». Мы также внесли поправки в Закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» для оптимизации самой процедуры госзакупок и обеспечения эффективного расходования бюджетных средств.

Работа сенаторов была ориентирована на повышение устойчивости экономики, социальной сферы и защиту национальных интересов в складывающихся условиях. В связи с этим мы одобрили Закон «О применении специальных ограничительных мер», в котором определены эффективные инструменты и механизмы противодействия санкциям.

С учетом поручений и целевых установок Президента Совет Республики продолжит работу по формированию нормативной правовой базы, которая даст возможность нашей экономике устойчиво прирастать в долгосрочном периоде, а также повышать инвестиционную привлекательность, развивать комфортную бизнес-среду и укреплять экспортный потенциал.

О качестве жизни

— Вместе с тем многое сделано и для повышения уровня жизни белорусов. Какие решения приняты для этого?

— В первую очередь для этого были скорректированы законы в сфере здравоохранения. Теперь есть возможность обеспечения отдельных категорий пациентов за счет бюджетных средств лекарственными средствами, не включенными в Республиканский формуляр лекарственных средств. Были установлены особенности функционирования университетских клиник, а также усовершенствована постдипломная подготовка врачей-специалистов. В том числе оптимизированы сроки и формы обучения в клинической ординатуре, особенности финансирования такой подготовки. Был установлен срок обязательной отработки после прохождения ординатуры и порядок возмещения расходов, затраченных на подготовку специалистов.

Качество медицинской помощи должно повышаться с каждым годом, и мы стараемся создать все возможности для этого.

Также было изменено законодательство в сфере социального обслуживания и социальных выплат. Новации предусматривают улучшение правовых механизмов в сфере социального обслуживания населения и повышение доступности социальных услуг на основе индивидуальной оценки нуждаемости граждан в таком обслуживании.

Корректировку прошел и Жилищный кодекс. В частности, теперь предусматривается единый порядок аккумулирования денежных средств плательщиков на капитальный ремонт жилых домов на специальных счетах местных исполнительных и распорядительных органов для их целевого использования. А также введено ограничение на занятие должности председателя правления только в одной организации собственников. Совершенствование законодательства в жилищно-коммунальной сфере было направлено на повышение эффективности управления общим имуществом совместного домовладения, деятельности организаций собственников, обеспечение безопасности жилых домов, их надлежащего содержания.

Принятые новации облегчат повседневную жизнь наших граждан, сделают все процедуры более понятными.

О работе экспертного совета

— В конце прошлого года вы приводили такую статистику: экспертный совет при Совете Республики за 2,5 года своей работы рассмотрел более 240 документов. При этом около 30 процентов законопроектов было поддержано сразу. Почему потребовалось создавать еще один фильтр для законодательных решений?

— Действительно, созданный по инициативе Главы государства экспертный совет при Совете Республики стал ключевым элементом механизма независимой экспертной оценки необходимости нормотворческих новаций. В заседаниях экспертного совета принимают участие руководители регионов, местных органов власти, предприятий, представители депутатского корпуса, Молодежного совета, бизнес-сообщества, общественных объединений, политических партий, научных и аналитических структур, специалисты-практики и граждане. Такой широкий состав позволяет нам рассмотреть вопрос со всех сторон и решить проблему комплексно. Обсуждения на экспертном совете всегда проходят бурно, звучит много идей и предложений. Это говорит о том, что все мы сообща пытаемся сделать жизнь белорусов лучше.

За небольшой период работы экспертного совета мы провели 115 заседаний. На них было рассмотрено 246 документов, из которых сразу поддержали только 72 законопроекта, по 174 внесены замечания, а 14 в целом и вовсе отклонили. В 2023 году проведено 34 заседания, на которых обсуждено 86 вопросов. Соответствующие заключения представлены на имя Главы государства.

Кроме того, Советом Республики проводится большой объем работы по подготовке практических рекомендаций в рамках заседаний Совета по взаимодействию органов местного самоуправления, экспертно-консультативного совета, консультативного совета по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития, выездных заседаний президиума Совета Республики.

Все это свидетельствует о неуклонно возрастающем уровне профессионализма парламентариев, закреплении традиции народного законотворчества и усилении данной функции Национального собрания Республики Беларусь как важной составляющей общенационального механизма обеспечения и защиты суверенитета страны.

О международной деятельности

— Совет Республики принимает активное участие в международной жизни. Это и различные мероприятия, и визиты, и подписание соглашений. Насколько эффективно выстроена эта работа?

— Наша межпарламентская деятельность сегодня осуществляется в условиях масштабных геополитических преобразований — перехода к многополярной системе международных отношений. Текущая ситуация характеризуется высоким уровнем конфликтности, попытками западных стран во главе с США сохранить свое мировое господство, в том числе путем ведения гибридных войн, подпитки вооруженных конфликтов, беспрецедентной санкционной политики.

Поэтому Совет Республики использует все возможности международных парламентских площадок и двусторонних парламентских контактов для доведения позиции Беларуси по актуальным вопросам глобальной повестки дня. Более того, мы предпринимаем меры реагирования на недружественные действия в отношении нашей страны и стараемся активно развивать межпарламентское сотрудничество с теми, кто в этом заинтересован.

В частности, в 2023 году сенаторы ратифицировали 36 международных договоров, направленных прежде всего на укрепление сотрудничества в рамках Союзного государства, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС. Важным шагом стало присоединение нашей страны к международным договорам, принятым в рамках ШОС. Существенно укрепилась правовая база взаимодействия Совета Республики с парламентами Китая, Кубы, Кыргызстана, Узбекистана. Для активизации двусторонних связей и повышения уровня торгово-экономического сотрудничества ратифицирован ряд соглашений с такими странами, как Китайская Народная Республика, Республика Зимбабве, Исламская Республика Иран, Сирийская Арабская Республика.

Советом Республики было проведено 39 международных встреч и мероприятий, 13 парламентских визитов в Республику Беларусь, два масштабных мероприятия в Минске — выездное заседание Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности и первый белорусско-узбекский женский бизнес-форум.

В ходе Международной научно-практической конференции «Теория и практика избирательного процесса» нами предложена стратегия по недопущению вмешательства извне во внутренние дела государств, а также выдвинута инициатива об учреждении особой международной инстанции по защите национальных избирательных процессов, которая бы реализовала данную стратегию на основе общего видения будущего глобального развития.

Об усилении роли парламентариев

— Наталья Ивановна, в прошлом году прозвучал от Национального собрания и ряд важных заявлений. Мы видим, что сегодня как никогда возросла роль парламентариев в укреплении безопасности в мире, установлении взаимовыгодных контактов и донесении позиции Беларуси до международного сообщества. Какие тезисы, мысли и идеи транслируют белорусские сенаторы?

— Совет Республики действительно предпринимал инициативные меры реагирования на актуальные внешнеполитические события, в том числе на усиление внешних военных и экономических угроз, развязанную против Беларуси гибридную войну и неправомерные односторонние принудительные меры. Только в прошлом году принято 12 заявлений и обращений, которые были направлены в парламенты зарубежных стран, международные организации и опубликованы в качестве официальных документов ООН. В рамках плановых заседаний Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Вене, Ванкувере и Ереване принимались меры по противодействию политизированному, избирательному рассмотрению вопросов в этой структуре.

Белорусские парламентарии продолжили выступать за сохранение и развитие конструктивного потенциала Межпарламентского союза, вошли в состав новой межпарламентской структуры — Парламентской сети Движения неприсоединения, в ходе мероприятий которой призвали поддержать белорусскую инициативу о глобальном диалоге в целях формирования новой и всеобъемлющей системы коллективной безопасности.

Наша стратегическая цель во внешней политике остается неизменна — содействовать выстраиванию цивилизованного диалога во всем мире, созданию атмосферы взаимного доверия, уважения и всеобщего согласия, формированию многополярного, сбалансированного и справедливого сообщества суверенных государств.

О Форуме регионов Беларуси и России

— Одно из важнейших событий 2024 года — проведение в нашей стране Форума регионов. На прошлогоднем форуме в Уфе было подписано порядка 100 соглашений о сотрудничестве и заключено коммерческих контрактов на общую сумму около 2,5 млрд белорусских рублей. На ваш взгляд, сможем ли мы в этом году выйти на новый рубеж?

— Форум регионов Беларуси и России выполняет важную миссию — способствует не только созданию прочной экономической основы союзного строительства, но и укреплению гуманитарных связей, обогащению общих культурных традиций. В итоге гражданам двух стран это придает уверенности в завтрашнем дне. И это, вероятно, самое главное преимущество данного формата межгосударственного взаимодействия, особенно на нынешнем этапе глобального развития.

Уже сейчас создан серьезный задел для расширения белорусско-российского сотрудничества: интенсифицированы контакты, реализуется множество успешных проектов, неуклонно расширяются сферы нашего взаимодействия.

Как известно, IX Форум по своим результатам превзошел предыдущие, а X Форум — обновил абсолютные рекорды. Полагаю, можно говорить об определенной тенденции и ожидать дальнейшего роста достигнутых показателей.

Сегодня активно ведется подготовка к XI Форуму регионов Беларуси и России, который в текущем году планируется провести сразу в нескольких городах — в Полоцке, Новополоцке и Витебске. Традиционно пройдут секционные заседания, на которых будут рассматриваться разные сферы двустороннего сотрудничества. Акцентом этого года станет инновационное развитие.

Важно, что форум наращивает свой потенциал не только в количественном измерении, но и качественно. Так, в рамках межпарламентской комиссии Совета Республики и Совета Федерации по межрегиональному сотрудничеству ведется мониторинг реализации принятых форумом решений, соглашений о сотрудничестве в конкретных регионах. Введен новый формат работы — проведение совместных заседаний комитетов и комиссий верхних палат парламентов Беларуси и России.

Сегодня перед Форумом регионов Беларуси и России стоит ответственная стратегическая задача. Как ориентировал Президент Республики Беларусь, форуму нужно выходить за рамки Союзного государства, активизировать взаимодействие с ШОС, БРИКС, АСЕАН и всеми, кто готов с нами дружить и работать. Мы должны сделать эту площадку центром генерации межрегиональных идей, проектов, инициатив. Совместными усилиями в духе союзничества и солидарности необходимо преодолевать вызовы времени, двигаться вперед. Будем действовать в этом направлении.

О задачах на 2024‑й

— И Глава государства, и вы часто напоминаете о недопустимости формализма в работе. Бережное отношение к тому, что мы имеем, ответственный труд каждого на своем месте, постоянное развитие — в этом году, как сказал Президент, мы все должны превзойти себя. Что этот посыл значит для парламентариев?

— Наша работа в 2023 году была насыщенной — значительно возросла законотворческая активность, повестка постоянно дополнялась новыми вопросами для рассмотрения, в том числе исходящими из регионов, обращений граждан, была продиктована самой жизнью. Мы осуществили больше запланированного, но останавливаться на достигнутом никак нельзя.

Совет Республики продолжит следовать целенаправленному и планомерному курсу по реализации целей внутренних и внешних приоритетов развития государства, укреплению единства и стабильности в нашей стране. В числе основных задач:

♦ развитие и укрепление национального парламентаризма;

♦ совершенствование законодательства, укрепление позитивного имиджа белорусского государства на международной арене;

♦ наращивание взаимодействия с институтами гражданского общества;

♦ сосредоточение усилий на совершенствовании подходов к деятельности органов местного самоуправления;

♦ проведение работы с населением в регионах;

♦ осуществление дальнейшей целенаправленной работы по привитию гражданам идей государственности и патриотизма, формированию у населения чувства гордости за свою страну.

Парламентарии, как никто другой, должны тонко чувствовать настроения общества, знать нужды избирателей, своевременно реагировать на них, добросовестно и качественно работать на единую цель — построение подлинного государства для народа, всемерно способствовать дальнейшему созиданию сильной, независимой и процветающей Республики Беларусь.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *