Работа Полоцкого межрайонного комитента государственного контроля в 2021 году была направлена на проведение контрольных мероприятий за соблюдением законности и эффективности использования государственного имущества, бюджетных средств, своевременности выплаты заработной платы работникам организаций, исключения необоснованного посредничества и обеспечения экономного расходования государственных средств при проведении закупок.
Проводились в основном мероприятия упредительного контроля.
Проведенным в мае 2021 г. мониторингом в отношении организаций Полоцкого района (7 субъектов хозяйствования), оказывающих стоматологические услуги, по вопросу анализа формирования цен и соблюдения предельных максимальных тарифов на стоматологические услуги (ортопедические и зубопротезные) установлено завышение предельных максимальных тарифов на стоматологические услуги (ортопедические и зуботехнические) в 3 стоматологических клиниках г.Полоцка. Субъектам хозяйствования, допустившим нарушения, направлены рекомендации по их устранению. В местные органы власти направлена информация для принятия мер реагирования.
Вопрос оптимизации государственных расходов был изучен в августе 2021 г. в ходе мониторинга центров бюджетных учреждений Полоцкого, Ушачского районов и г.Полоцка. По результатам мониторинга были выявлены резервы для оптимизации расходов центров за счет пересмотра имеющихся штатных ставок исходя из их фактической загрузки.
Контрольно-аналитическими мероприятиями, проведенными в августе – декабре 2021 г., была дана оценка эффективности принятых и принимаемых мер Полоцким районным исполнительным комитетом и Новополоцким городским исполнительным комитетом по сокращению количества объектов сверхнормативного незавершенного строительства. В 2019 – 2020 гг. названными исполкомами не были приняты должные меры по организации выявления всех объектов сверхнормативного незавершенного строительства и обеспечению их сокращения. В настоящий момент местными органами власти обеспечено обследование всех незавершенных строительством объектов, выработаны предложения по сокращению их количества.
В результате принятых комитетом и исполкомами мер количество долгостроев сократилось в городе Новополоцке – на 11, в Полоцком районе – на 24.
Анализ эффективности реализации планов социально-экономического развития Полоцкого района, проведенный межрайкомитетом в ноябре 2021 г., показал, что Полоцким районным исполнительным комитетом не было обеспечено своевременное выполнение отдельных мероприятий Комплекса мер по развитию Полоцкого района. За 9 месяцев 2021 г. не достигнуты 6 из 13 прогнозных показателей социально-экономического развития Полоцкого района. Из 7 мероприятий, запланированных к реализации в 2021 году в соответствии с Комплексом мер по развитию Полоцкого района на период до 2025 года, реализованы в полном объеме 3 мероприятия.
Приняты дополнительные меры по усилению контроля и неукоснительному выполнению целевых параметров ускоренного социально-экономического развития Полоцкого района.
Во исполнение поручений Главы государства межрайкомитетом ежегодно осуществляется изучение ситуации по вопросам работы животноводческих объектов в зимне-стойловый период, соблюдения технологических регламентов содержания скота и хранения травяных кормов, осуществляется контроль за подготовкой и проведением весенней посевной кампании, за уборкой трав и заготовкой кормов, за проведением уборки урожая, подготовки и проведению озимого сева. Принимаются меры по обеспечению своевременного и качественного сева и уборки сельскохозяйственных культур. В январе – марте 2021 г. в отдельных сельскохозяйственных организациях Полоцкого, Ушачского, Миорского и Браславского районах проведено изучение ситуации по вопросам работы животноводческих объектов в зимне-стойловый период, соблюдения технологических регламентов содержания скота и хранения травяных кормов.
Как показывает практика, все обследованные сельскохозяйственные организации работают с нарушениями организационно-технологических требований при производстве молока на молочных комплексах, молочно-товарных фермах. Наиболее весомой проблемой является отсутствие сухого мягкого покрытия (подстилки) у дойного стада крупного рогатого скота, что может привести к многочисленным болезням животных, а также ненадлежащие условия хранения травяных кормов.
Межрайкомитетом обеспечено принятие мер по устранению нарушений в части содержания крупного рогатого скота, хранения травяных кормов и идентификации животных: проинформированы органы исполнительной власти, направлены рекомендации субъектам хозяйствования, допустившим нарушения.
Проведенными контрольными мероприятиями по вопросам подготовки и проведения весенней посевной кампании, уборки трав и заготовке кормов, уборки урожая и подготовки к проведению озимого сева было установлено, что руководителями проверенных сельхозорганизаций Миорского и Браславских районов не уделяется достаточное внимание своевременному ремонту техники. Устанавливалась низкая готовность сельскохозяйственной техники к весенним полевым работам, несоответствие фактических данных об исправности сельскохозяйственной техники с оперативной информацией, направленной в райисполкомы о готовности техники.
В отдельных сельхозорганизациях Полоцкого, Россонского и Верхнедвинского районов установлены факты некачественно проведенной предпосевной обработки почвы, в результате чего, часть высеянных семян кукурузы плохо была заделана в почву, лежала на поверхности. Не было обеспечено накопление и внесение в почву минеральных удобрений в период весенней посевной кампании, низкими темпами производилось внесение органики под весенний сев.
В ходе мониторинга в отношении 16 субъектов хозяйствования Полоцкого, Ушачского и Россонского, а также 4 сельхозорганизаций Полоцкого района повторно по вопросам подготовки к уборке, проведения уборки урожая сельскохозяйственных культур, подготовки почвы и озимого сева были установлены факты необеспечения требуемой технической готовности сельскохозяйственной техники к уборке урожая сельскохозяйственных культур в 5 из 14 сельхозорганизаций Полоцкого района, искажение данных оперативной информации об убранных площадях, намолотах зерновых и зернобобовых культур с фактическими данными в сельхозорганизации Ушачского района, некачественная уборка зерновых и зернобобовых культур в сельхозорганизациях Полоцкого и Россонского районов.
На постоянной основе в течение 2021 года межрайкомитетом осуществлялся контроль за соблюдением законодательства в области ценообразования. В июле 2021 г. был проведен мониторинг в отношении 4 субъектов хозяйствования, имеющими аптечные сети в Полоцком районе и г.Новополоцке (всего 6 аптек), по вопросу анализа формирования и применения розничных цен на лекарственные средства. Установлено нарушение порядка формирования цен на лекарственные средства в одной аптеке г.Полоцка (при предельной торговой надбавке к закупочной цене 30% была применена торговая надбавка в размере 32,46%).
Межрайкомитетом обеспечивался постоянный контроль за состоянием потребительского рынка и уровнем цен в розничной торговой сети области по вопросам соблюдения установленных предельных максимальных торговых надбавок при формировании цен, а также обеспечения населения широким ассортиментом отечественной продукции, достаточности в продаже товаров первой необходимости
По данным вопросам проведены контрольные мероприятия в 5 объектах Полоцкого, Россонского районов и г.Полоцка, в ходе которых установлены нарушения правил торговли, санитарных требований, случаи превышения установленных МАРТ торговых надбавок при формировании розничных цен на продукты питания, применение в сфере законодательной метрологии средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку.
По результатам контрольных мероприятий всем субъектам хозяйствования выданы рекомендации для принятия мер по устранению выявленных недостатков (нарушений). Для принятия мер реагирования, в том числе привлечения к ответственности виновных должностных лиц и недопущения подобных фактов, проинформированы соответствующие органы исполнительной власти.