В рамках проведения 15 марта Всемирного дня прав потребителей УП «Витебскоблгаз» отвечает на наиболее актуальные вопросы по теме газоснабжения:
1. Зачем необходимо проводить плановое техническое обслуживание газоиспользующего оборудования?
Техническое обслуживание газового оборудования — плановая работа, которая направлена на поддержание оборудования в исправном состоянии
Согласно Правилам пользования газом в быту в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2013 №1136 виды работ по техническому обслуживанию газоиспользующего оборудования, периодичность их проведения определяются в технологических инструкциях на основании технических нормативных правовых актов и руководств по эксплуатации оборудования.
В настоящее время установлена следующая периодичность технического обслуживания бытового газоиспользующего оборудования:
плиты — 1 раз в 5 лет;
отопительные аппараты и колонки — ежегодно.
Обязанность потребителя газа — в согласованное время обеспечить доступ работникам газоснабжающей организации или других сервисных центров. Кроме того эксплуатационные службы УП «Витебскоблгаз» готовы выполнить эти работы вне графика по заявкам абонентов.
2. Каким образом определяется стоимость работ по техническому обслуживанию котлов, выполняемых газоснабжающей организацией?
Техническое обслуживание газоиспользующего оборудования в соответствии с Правилами пользования газом в быту может проводиться как газоснабжающей организацией, так и другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договора о сотрудничестве с УП «Витебскоблгаз» (сервисными центрами).
Тарифы на проведение ежегодного технического обслуживания сформированы газоснабжающей организацией на условиях франко-потребитель исходя из расходов на выполнение работ по техническому обслуживанию и усредненных затрат по доставке (переезду) к месту выполнения работ с учетом конкуренции на рынке данных услуг. Взимание усредненных транспортных расходов без привязки к расстоянию до каждого конкретного заказчика является распространенной практикой, не противоречит законодательству в области ценообразования и выравнивает условия получения услуг для абонентов, находящихся в значительной удаленности от исполнителя услуг. При этом тарифы УП «Витебскоблгаз» в настоящее время, как правило, ниже предложений большинства частных сервисных центров.
3. На каком основании требуется ежегодно проверять дымовые и вентиляционные каналы в частном доме?
Эксплуатация водогрейного и отопительного газоиспользующего оборудования связана с необходимостью организованного отвода продуктов сгорания газа. Для этого и предназначены дымовые каналы.
Неисправность дымохода может привести к попаданию в жилые помещения опасного угарного газа, который не имеет ни запаха, ни цвета, относится к высокотоксичным. Нахождение в течение 5 минут в помещении, в воздухе которого содержится всего полпроцента угарного газа, смертельно опасно для жизни.
Согласно Правилам пользования газом в быту ответственность за обеспечение проверки технического состояния дымовых и вентиляционных каналов несут:
для частных домов — сами потребители газа,
для многоквартирных — организации, эксплуатирующие жилищный фонд (ЖКХ, товарищества собственников и т. д.).
Проверку и прочистку могут выполнять только специализированные организации. Например, Витебское предприятие противопожарных работ, городские и районные отделы МЧС. Для индивидуальных жилых домов предусмотрена возможность самостоятельной проверки дымоходов абонентами после прохождения соответствующего обучения.
При отсутствии актов проверки системы дымоудаления или при поступлении информации о её неисправности газоснабжающая организация имеет право отключать газоиспользующее оборудования.
4. Какой тариф применяется для расчетов за услуги газоснабжения в жилом доме, используемом для сезонного проживания, при отсутствии зарегистрированных по месту жительства граждан либо при наличии у собственника (или членов его семьи) регистрации по месту пребывания?
В соответствии с пунктом 12 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 №571 в случае наличия у плательщика жилищно-коммунальных услуг в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений и отсутствия в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства плательщика жилищно-коммунальных услуг или членов его семьи, плата за услуги газоснабжения вносится плательщиком жилищно-коммунальных услуг по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг.
Порядок и условия регистрации граждан по месту жительства определяются в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 №413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания».
Таким образом, при отсутствии в жилом доме зарегистрированных по месту жительства плательщика или членов его семьи расчеты за услуги газоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. Регистрация по месту пребывания в соответствии с действующим законодательством не является основанием для расчетов за услуги газоснабжения по субсидируемым государством ценам.
Согласно п.2.1. приложения 3 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2013 г. №1166 (с изменениями и дополнениями) цена на природный газ, обеспечивающая полное возмещение экономически обоснованных затрат, установлена с 01.01.2018 г. в размере 0,4011 рублей за 1 куб. м.