Продолжение. Начало в № 40.
Спустя несколько лет преподобная Евфросиния возжелала еще более усовершенствоваться в подвигах духовных и для сего испросила у епископа Полоцкого Илии позволения поселиться в маленькой келье при княжеской великой церкви в честь Святой Софии, Премудрости Божией. Епископ же Илия, видя святое житие и пламенную любовь к Богу преподобной Евфросинии, благословил доброе желание сердца ее. И пребывала святая Евфросиния, как Ангел Божий, в этой келье при церкви, молясь всегда днем и ночью и славословя Бога. В свободное же от молитвы время инокиня-княжна переписывала священные книги, которые продавала в богатые монастыри и церкви, а деньги, вырученные от продажи, раздавала нищим. Для бедных же церквей преподобная переписывала Евангелия даром.
И так пребывала и подвизалась блаженная Евфросиния при церкви Святой Софии достаточное время. Однажды ночью, после молитвенного бдения, преподобная увидела в сонном видении Ангела Божия, который, взяв ее за руку, повел за город к месту, называвшемуся Сельцо. Там находился загородный летний дом епископов полоцких с малой деревянной церковью в честь Святого Спаса. И сказал Ангел блаженной Евфросинии: «Подобает тебе здесь пребывать, потому что Бог через тебя на этом месте многих приведет ко спасению». Это видение повторилось во второй и в третий раз. И возблагодарила она Бога за то, что сподобил ее видеть святого Ангела, и с радостью приняла повеление Божие, говоря: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!». Между тем, в ту же ночь такое же видение было и епископу Илии. Ему также явился Ангел Господень и сказал: «Веди рабу Божию Евфросинию к церкви Святого Спаса на Сельце и посели ее при той церкви, чтобы устроила она там обитель посвятивших себя Богу дев… Ибо молитва ее, как миро благоуханное, восходит к Богу, и на ней почивает Дух Святый, как венец на главе царевой, и, как сияет солнце во вселенной, так просияет житие ее пред Ангелами Божиими». Епископ немедленно отправился к преподобной Евфросинии, дабы возвестить ей волю Господню. Она же свое видение рассказала епископу, и вдвоем они возблагодарили Бога.
Тогда епископ, призвав дядю Евфросинии, князя Бориса и отца святой, князя Георгия, и многих бояр, и прочих честных мужей, возвестил им волю Божию и сказал: «Вот я при вашем управлении, в присутствии вас, даю Евфросинии место при церкви Святого Спаса на Сельце, дабы там был монастырь девический. Пусть никто из потомков не препятствует ей и не отнимает у нее того, что я дал ей».
Преподобная осталась при церкви Святого Спаса на Сельце, проводя жизнь, исполненную подвигов благочестия. Непрестанно молилась она о том, чтобы Господь Вседержитель помог ей устроить это место. И Господь услышал молитву ее вскоре. Князья-родственники преподобной Евфросинии охотно принесли богатые пожертвования на благоустройство обители. Между тем, слухи о праведном, благодатном житии блаженной распространялись по местам ближним и дальним. К ней стали стекаться и девицы знатного рода, и простолюдинки, просившие научить их, как спасти душу. В непродолжительное время на Сельце образовался девический монастырь, в котором святая Евфросиния своим добродетельным житием в звании игумении стала истинной наставницей и руководительницей ко спасению.
Число инокинь в Спасской обители день ото дня возрастало, и монастырь имел нужду в немалых средствах для своего содержания. Кроме доброхотных даяний от многих людей значительную помощь получал монастырь и от многочисленного рода князей полоцких.
Святой Евфросинии хотелось видеть повсюду счастье на земле, хотелось, чтобы люди и в Полоцке, и в других княжествах жили в мире, в дружбе, в довольстве и радости, благословляли жизнь, а не стонали от нее. Поэтому, уже будучи всеми почитаемой игуменией, преподобная все свое влияние, все средства и связи своего княжеского происхождения и высокого звания использовала для того, чтобы упразднить всякую возникавшую вражду.
Продолжение следует.